Статейный раздел в православном интернет магазине Псалом.ру

Новые статьи на сайте

 

 

История Метеоры

Метеора была бы необычным явлением даже без своих известных на весь мир монастырей: монастыри стоят на вершинах великолепных нерукотворных каменных башен, как бы вырастающих из земли на Фессалийской равнине и устремленных в небо. Геологи считают, что эти башни образовались тысячи лег назад в процессе постепенного обмельчания огромного озера, покрывавшего некогда все окрестные земли. Самая высокая башня поднимается на 415 метров над городком Каламбака и называется Платилитос. На ней стоит монастырь Великая Метеора. Окружающие ее башни также выглядят весьма внушительно. Название Метеора (буквальное значение — "висящая между небом и землей") в наши дни относится ко всему комплексу огромных каменных столбов; вначале же это было лишь название монастыря на башне Платилитос, данное ему его основателем преподобным Афанасием.

Неизвестно, когда здесь впервые поселились монашествующие. К одиннадцатому веку, согласно древним источникам, в пещерах и кельях нижних этажей "каменного леса" уже жило множество отшельников. Сначала они забирались на отвесные скалы, просовывая ступни в щели, а потом соорудили примитивные леса, положив доски поверх деревянных клиньев, вбитых в трещины в скале. Подъем на такую огромную высоту облегчали веревки, свисавшие из пещер и с каменных выступов. Отшельники построили себе здесь жилища, прилепив их к скалам, как орлиные гнезда, не только из свойственной монахам любви к уединению. На греческие земли периодически совершали набеги пираты-сарацины, и недосягаемые высоты Метеоры давали безопасный приют тем, кому пришлось покинуть доступные для сарацинов прибрежные области.

К началу двенадцатого века Метеора уже вела организованную жизнь. По воскресным и праздничным дням иноки спускались из своих пещер для совместного участия в Таинствах и Богослужениях в храме в Дупиани, который они называли между собой Кирьяко (от греческого слова Киръяки — воскресенье). Эта каменная церковь, посвященная Пресвятой Богородице, до сих пор стоит у дороги в Кастраки под монастырем святителя Николая. Монахов становилось все больше, и община стала известна как Скит Дупиани или Стаги, — название, которое, возможно, образовалось от слияния слов сту агиос (место святых), сокращенных в процессе частого использования до стагус .

В начале четырнадцатого века молодой монах по имени Афанасий, спасшись бегством после разграбления каталонскими наемниками Горы Афон, основал на вершине Платилитос первый общежительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. К концу четырнадцатого века здесь было уже двадцать два монастыря, образовавших "Литополис (Скальный Город) Стаги". Большинство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в пятнадцатом-шестнадцатом веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Сначала здешними монастырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Преображения (Великая Метеора). В дальнейшем турецкая оккупация и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время II Мировой войны итальянские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монастыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со стороны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне. В наши дни из двадцати двух монастырей действуют только шесть: святителя Николая, Великая Метеора, Варлаам, Руссану, Святой Троицы и святого первомученика Стефана. Два из них, святого Стефана и Руссану — женские. Это не так уж неожиданно, как может показаться, принимая во внимание факт, описанный шведским путешественником Ионасом Бьорнсталем, посетившим монастырь святого Стефана в 1779 году: "в начале это была обитель для женщин, любящих уединение, потом она оказалась заброшенной, и в конце концов здесь поселились монахи".

В течение многих столетий до монастырей Метеоры можно было добраться лишь посредством целой системы веревочных и приставных лестниц. Однако у человека, пользовавшегося этими лестницами, возникало столь сильное головокружение, что со временем монахи стали подниматься наверх в больших сетях, сначала предназначавшихся только для подъема вещей и продовольствия. Братию и посетителей монахи тянули наверх вдоль отвесной стены при помощи деревянной лебедки. Такой подъем занимал более получаса. Это своеобразное восхождение даже было воспето древним монахом-гимнографом, писавшим:

Сеть говорит иноку:

"Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо ".

В 1920-х годах в скалах "каменного леса" были выбиты ступеньки и дорога, так что в наши дни паломники имеют возможность подниматься по каменным ступеням, сохраняя относительный душевный покой, что, однако, лишает их хорошего стимула к горячей молитве. Лебедки используются до сих пор для доставки продовольствия и стройматериалов, а также иногда для подъема благочестивых гостей из числа монашествующих.

К несчастью для иноков и инокинь, Метеора привлекает не только православных паломников, но и толпы обычных туристов. Однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя "миссионерами". Один из иноков Великой Метеоры сказал: "Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, но если мы уйдем отсюда, местные жители устроят в монастыре гостиницу, как уже было после II Мировой войны, или Министерство культуры превратит его в нелепый аттракцион для туристов. Тогда наши святые буду преданы забвению, и люди уже не будут поклоняться здесь Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение. Мы должны сделать все, что в наших силах"!

Туристы, прибывающие сюда на специальных автобусах, обычно осматривают только два крупнейших монастыря — Варлаам и Великую Метеору, поэтому паломник, шагая рано утром вверх по дороге из Каламбаки или крошечной деревни Кастраки, может от души предаться богомыслию и молитве. На дороге из Кастраки усилия пешего паломника будут вознаграждены созерцанием одного из ранних пещерных монастырей, посвященного святому Георгию Мандиласу. Монастырь давно не действует, однако пещера вся увешана цветными платочками ("мандилиями"), оставленными здесь жителями деревни Кастраки вместо свечей, как символ их молитв. В наши дни здесь сохранилась лишь выбитая в скале часовня с иконой святого великомученика Георгия. Идя дальше, паломник видит полуразрушенные строительные леса, по которым иноки взбирались к своим вознесенным к небу обителям. Пятикилометровая дорога от Каламбаки длиннее, но она более уединенная, чем дорога от Кастраки. Пройдя по ней вверх и налево, паломник окажется у поворота к монастырю святого Стефана. Другие монастыри расположены ниже этой обители. Их можно обойти и за один день, но лучше посвятить этому два-три дня и без спешки насладиться красотой и святостью здешних мест. Пешие походы очень помогут вам в этом.

Источник: книга Евлогите. ИД Русский Паломник

Православный интернет магазин - Псалом.ру. Подарочные православные книги, музыка, аудио, видео, иконы. Доставка почтой и курьером.