Статейный раздел в православном интернет магазине Псалом.ру

Новые статьи на сайте

 

 

Святая мученица Варвара

Во времена правления римского императора Максимиана Галерия (293—311 гг.) в финикийском городе Гелиополе жил богатый греческий язычник по имени Диоскор. Он был вдовцом, имел благородное происхождение и единственную дочь Варвару, которую горячо любил и ревниво оберегал. Поскольку ему приходилось часто и надолго уезжать из дома, он построил башню, больше похожую на неприступную крепость, и поселил в ней дочь вместе с воспитательницей и слугами. Взрослея, Варвара часами смотрела из окна башни на открывавшийся перед ее взором простор полей, садов и виноградников и на далекие, подернутые дымкой горы и долины, размышляя о том, как могло возникнуть все это исполнение величия великолепие.

Служанка говорила ей: "Мир создали боги, те, которые стоят у вас во дворце, и которым поклоняется твой отец, золотые, серебряные и деревянные идолы". Но Варвара сомневалась в этом, рассуждая так: "Ведь эти боги сами являются творением рук человеческих. Золотые и серебряные идолы сделал золотых дел мастер, каменные — скульптор по камню, деревянные — резчик по дереву. Как же могли создать весь мир эти безжизненные фигуры, не умеющие даже ходить и шевелить руками?" Со временем ее острый, жаждущий истины ум раскрыл очи ее сердца для созерцания действий божественной благодати, и у нее возникло предположение: "Должен быть Единый Бог, Коего не сумела бы создать ни одна человеческая рука. Он имеет бытие, независимое ни от какой твари, и именно Его рукой сотворено все. Должно быть, именно Он раскинул над землей небеса и определил вес и меру нашей Земле. Именно Он дает свет Вселенной, заставляя сиять солнце, луну и звезды; украшает землю деревьями и цветами, орошает ее потоками рек и искристых ручьев. Бог, хранящий и питающий все живое, по самой природе столь совершенного порядка, созданного Им, должен быть Един".

Живя в своей одинокой башне, девушка не приучилась желать богатых одежд и украшений, которые так легко мог бы дать ей отец. Вместо этого она все больше и больше погружалась в созерцание, размышления о тайнах творения и своем месте в нем. Когда пришло время выдавать девушку замуж, к ней начало свататься множество богатых женихов благородного происхождения, так как все были наслышаны о ее красоте и богатствах ее отца. Диоскор неоднократно являлся к ней, чтобы сообщить об очередном предло-жении руки и сердца, но Варвара всем отказывала и в конце концов сказала отцу, что если он не оставит попытки выдать ее замуж, то потеряет единственного ребенка, поскольку она убьет себя.

Диоскор пришел в ужас от этой угрозы и не решился больше настаивать. Он рассудил, что если позволит ей свободно общаться с девушками ее возраста, она, возможно, начнет думать о замужестве и стремиться к нему. Диоскор собирался надолго уехать из Гелиополя и предоставил Варваре на время своего отъезда полную свободу, надеясь, что после его возвращения она будет более сговорчива. Варвара и впрямь вскоре завела друзей, однако не таких, о каких думал отец. Ее новыми подругами оказались девушки-христианки. Они рассказали Варваре о Христе и о том, что Он — Богочеловек, Который является Одним из Святой Троицы по Божественной ипостаси и одновременно имеет человеческую природу, о Его сверхъестественном воплощении, земной жизни, учении, добровольном страдании и воскресении и о нескончаемом небесном блаженстве, ожидающем тех, кто исполняет Его волю. Тем временем в Гелиополь пришел христианский священник, переодетый купцом, и Варвара, узнав об этом от своих новых подруг, послала за ним, умоляя придти и научить ее основам веры. Он явился и говорил с ней о том, что так долго было предметом ее размышлений, после чего крестил ее и вернулся домой.

Отец Варвары, уезжая, велел своему управляющему проследить за строительством купальни в саду над прудом. Планировалось сделать в купальне два окна, но пока Диоскор был в отъезде, Варвара , приказала работникам добавить третье, чтобы эти три окна символизировали Святую Троицу. Возвратившись домой, отец сразу узнал о причине появления третьего окна и об обращении дочери в Христианство. Непочтительное отношение Варвары к римским богам привело его в ярость, и он велел ей отречься от Христианской веры. Она отказалась. Он выхватил копье с намерением убить ее. Варвара убежала, пытаясь спастись, но отец, преследуя ее, загнал ее в угол у выступа какой-то скалы. Варвара взмолилась Господу о помощи. В то же мгновение скала раскололась надвое, и девушка вбежала в образовавшуюся расщелину, после чего скала закрылась за ней, оставив ей проход, по которому она выбралась наружу. Варвара спряталась в пещере на склоне холма. Однако ее выдал какой-то пастух. Отец приволок Варвару домой и запер в темнице без пищи и воды. Потом он привел ее к римскому правителю по имени Мартиан, чтобы тот судил ее за то, что она не почитает римских богов. Сначала правитель попытался уговорить девушку добровольно отречься от Христа, но когда стало ясно, что из этого ничего не выйдет, он отдал ее в руки солдат для истязаний. Ее раздели, привязали и били кожаными плетьми до тех пор, пока вся земля вокруг нее не пропиталась кровью. Потом мучители начали скрести ее свежие раны власяницей и острыми глиняными черепками. После этого Варвару бросили в темницу, где она должна была умереть от ран. Девушка молилась Господу об облегчении страданий, и в ту ночь Он явился ей. Он сказал, что ей надо набраться мужества, потому что Он уже уготовал ей на небесах вечную награду. Варвара исполнилась Божественной благодати и обнаружила, что исцелилась от всех ран.

Наутро Варвару вывели из темницы и снова привели к правителю, который тут же приписал ее исцеление силе римских богов. Она же твердо отрицала реальность их существования, открыто заявляя, что ее исцелил Сам Господь Иисус Христос. Тогда мучители продолжили пытки. Тело страдалицы скребли железными крючьями, жгли горящими свечами и ударяли по нему тяжелыми молотами. При виде таких ужасных страданий одна женщина из толпы, имя которой было Иулиания, возвысила голос в ее защиту, обличая жестокость правителя и понося римских богов. Мартиан спросил ее, какой она веры, и Иулиания ответила: "Я христианка". Ее тотчас связали и подвергли мучениям вместе с Варварой. Обеим мученицам отсекли грудь и водили обнаженными по улицам до тех пор, пока император не приказал обезглавить их.

Иулиании отрубил голову один из воинов, а Варваре — собственный отец, целиком находившийся во власти сатанинской ярости. Перед смертью Варвара умоляла Небесного Владыку: "Даруй благодать Твою всякому, кто помнит меня и мои страдания. Сохрани его от внезапной болезни и нежданной смерти, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь, но еще и творение Твоих пречистых рук". После того, как она закончила молиться, с неба раздался голос, звавший Варвару и Иулианию в небесные обители, где им уготована награда за все земные страдания. Они предали дух Богу сразу после ударов мечей. Один благочестивый христианин по имени Галентиан взял тела мучениц и с почестями предал их погребению. Над их могилами построил храм, и христиане приходили сюда поклониться их мощам. Здесь произошло множество случаев чудесных исцелений.

Отец, проявивший неестественную жестокость, и свирепый правитель понесли наказание за свой бесчеловечный поступок – их обоих убило молнией: Диоскора — сразу же после того, как он казнил дочь, на склоне горы, на пути с места казни, а правителя — вскоре после того, в собственном доме. Купальня, в которой святая великомученица Варвара впервые объявила, что является христианкой, стала местом паломничества и исцелений. О благодати, почивающей на этом месте, свидетельствовал Симеон Метафраст, первый составитель жития святой Варвары и Отец Церкви восьмого века преподобный Иоанн Дамаскин. Преподобный Иоанн, по прошествии почти пятисот лет после мученической кончины святой Варвары, повествовал: "Купальня существует до сих пор, исцеляя всякий недуг у христолюбивых людей, а потому не погрешим против истины, сравнив ее с Иорданом, Силоамской купелью и Овчей купелью Вифезда, ибо у купальни святой Варвары совершается множество чудес".

Святой великомученице Варваре часто молятся о сохранении от внезапной смерти. День ее памяти празднуется 4 декабря.

Источник: книга Евлогите. ИД Русский Паломник

Православный интернет магазин - Псалом.ру. Подарочные православные книги, музыка, аудио, видео, иконы. Доставка почтой и курьером.