Франк Семен Людвигович [16(28).01.1877, Москва, — 10.12.1950, около Лондона], русский религиозный философ и психолог. Учился в Московском и Берлинском университетах. С 1912 г. приват-доцент Петербургского университета, профессор Саратовского (1917–21) и Московского (с 1921) университетов. В 1922 г. был выслан из Советской России, жил в Германии (до 1937), во Франции (1937–45) и Великобритании (с 1945). От «легального марксизма» эволюционировал в направлении религиозного идеализма, соприкасающегося с экзистенциализмом и феноменологией. Участвовал в сборнике «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Основной мотив философии Франка — стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру, причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической (отрицательной) теологии и христианского платонизма, в частности под влиянием учений Николая Кузанского и Вл. Соловьева (особенно концепции «всеединства»). В «онтологической гносеологии» Франка, строящейся в духе интуитивизма, рациональное знание восполняется в религиозном «знании жизни» как некоей форме цельного существования человека, так что подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется, по Франку, не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления — через активность направленной на субъект реальности, т. е. «Абсолютного» («Абсолютно-непостижимого»). С позиций своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма крайней степени «морально-общественного рационализма».
Сочинения: Философия и жизнь, СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М., 1917; Очерк методологии общественных наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Духовные основы общества, Париж, 1930; Непостижимое, Париж, 1939: Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия, Париж, 1956.
Содержание книги: Человек и Бог. С. Л. Франк.
ЧЕЛОВЕК И БОГ
Двуединое существо человека и идея богочеловечности
Идея безусловной трансцендентности бога и ничтожества человека
Безрелигиозный гуманизм и его саморазложение
Антиномизм отношения между Богом и человеком
Двойственность человеческого духа. нетварное начало человеческого существа
Творческая природа человека
НЕПОСТИЖИМОЕ
Предисловие
Вступление
Часть первая. НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ
Глава I. Непостижимое для нас
1. Предмет знания как неизвестное и неданное
2. Неведомое как непостижимое для нас
Глава II. Непостижимое по существу в предметном бытии
1. Металогичность бытия
2. Момент иррациональности
а. Иррациональное как субстрат и основа металогической конкретности
b. Индивидуальность
c. Трансфинитность реальности
d. Становление
e. Потенциальность и свобода
Глава III. Непостижимое как безусловное бытие и реальность
1. «Действительность»
2. Идеальное бытие
3. Безусловное бытие
4. Реальность
Глава IV. Об умудренном неведении (docta ignorantia)
1. Преодоление отрицания
2. Трансцендентальное мышление
3. Умудренное неведение как антиномистическое познание
Часть вторая. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРЫВАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Глава V. Непостижимое как непосредственное самобытие
1. Непосредственное самобытие как само себе открывающееся бытие
2. Непосредственное самобытие как двуединство непосредственного бытия и самости
3. Непосредственное самобытие как субъективность
Глава VI. Трансцендирование во-вне: отношение «я-ты»
1. Откровение «ты»
2. Соотносительность «я» и «ты»
3. Две основные формы отношения «я-ты»
4. Отношение «я-ты» как единство раздельности и взаимопроникновения
5. Любовь
6. Бытие «мы»
Глава VII. Трансцендирование во-внутрь: духовное бытие
1. Трансцендирование во-внутрь
2. Дух как осмысляющее основание
3. «Дух» и «душа»
4. Тайна личности
Часть третья. АБСОЛЮТНО НЕПОСТИЖИМОЕ: «СВЯТЫНЯ» ИЛИ «БОЖЕСТВО»
Глава VIII. Святыня («божество»)
1. Противоположность между внешним и внутренним миром и проблема их внутреннего единства
2. Красота
3. Исконное единство как первооснова бытия
4. Первооснова как первооснование, свет и жизнь
5. Первооснова как Святыня («Божество»)
6. Достоверность Святыни («Божества»)
7. Сущностное отношение Божества ко всему остальному
Глава IX. БОГ И Я
1. Божество как «ты»
2. Общее откровение Бога и конкретно-положительное откровение
3. Бог как «ты» и Божество
4. Абсолютность Бога и я как реальность
5. Бог-со-мной как любовь
6. Парадоксальность жизни как бытия «я-с-Богом»
7. Бог-со-мной как богочеловеческое бытие
Глава X. БОГ И МИР
1. Понятие «мира» и проблематичность «мира»
2. Проблема основания или происхождения мира
3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)
a. Пределы значимости и разрешимости проблемы теодицеи
b. Сущность зла
c. Проблема ответственности за зло
d. Смысл страдания
e. Итоги рассмотрения проблемы зла
Заключение
Параметры книги: Человек и Бог.
Размер книги: 14,0 см * 21,0 см * 4,0 см
Количество страниц: 526
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 500 гр.
Год издания: 2010 год.
Тираж: 3000 экз.
Издательство: Рипол Классик
ISBN: 978-985-511-161-1
Предлагаем купить книгу "Человек и Бог." в православном интерент магазине Псалом.ру
|