В книге «Огневая монахиня» опубликовано жизнеописание подвижницы Елецкого Знаменского монастыря схимонахини Магдалины (Ивановой) (1827-1869), ее собственные записи-размышления, а также письма ее духовных наставников — святителя Феофана, Затворника Вышенского и архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского). Заключает издание Приложение, составленное доктором филологических наук В.В. Кашириной, в котором представлена история первой публикации, атрибутированы имена ее духовных наставников, обобщены современные исследования по истории Елецкого Знаменского монастыря.
Предлагаемая книга знакомит читателей с духовной традицией русского монашества и духовничества XIX века.
Первоначально жизнеописание и письма святителя Феофана к схимонахине Магдалине были опубликованы еще при жизни угодника Божия в 1876 году в журнале «Странник»; в том же году они вышли отдельным изданием, которое до революции было неоднократно переиздано, что свидетельствовало о востребованности этой книги.
Содержание книги: Огневая монахиня. Жизнеописание монахини Магдалины.
Огневая монахиня Тропинка на путях благочестивого подвижничества русских женщин Принципы публикации
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Предисловие дореволюционного издания I. Очерк жизни монахини Магдалины II. Собственные заметки монахини Магдалины на память — при чтении книг и размышлении III. Извлечения из писем монахини Магдалины А) Из писем ее к сестре Б) Из писем к другим лицам
ПИСЬМА К МОНАХИНЕ МАГДАЛИНЕ ОТ ЕЕ ПЕРВОГО НАСТАВНИКА [АРХИЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО И ЗАДОНСКОГО ИОСИФА (БОГОСЛОВСКОГО)]
1. Благословение на принятие странников. И в миру можно стяжать спасение 2. Паломничество в Иерусалим затруднительно для женщины. Изучайте жизнь Спасителя по Евангелию 3. Не всегда мы можем понять непостижимые намерения Божии. Сухость души есть самое тяжкое искушение человека 4. Вступив в монастырь, не следует обращаться своими мыслями к миру. Каждое дело можно обращать в назидание душе 5. В скорбях и болезнях укрепляйтесь примером Господа Иисуса Христа и святых угодников Божиих, терпением стяжавших себе венцы небесные 6. В уединении особенно нападают помыслы самомнения и гордости. Вся наша жизнь — всё не наше, а Божие, поэтому не следует надмеваться 7. Один только Господь силен сохранить душу от постоянных колебаний. Смерть близких обновляет усердие к преспеянию в благочестии и добродетелях 8. В примерах святых Божиих много представляется нам поучительного и назидательного 9. Выписки из духовных книг возбуждают ревность ко спасению. Рясофор ожидайте, не теряя свой душевный мир 10. Читайте Евангелие и апостольские Послания, — и вы дойдете до истинного богопознания 11. Сон о смерти может быть от Бога 12. Верующие не предавали себя на мучения, когда была возможность, но и не страшились мучений, когда в этом была нужда по указанию Промысла Божия 13. Загробная жизнь 14. В чем состоит духовная милостыня? 15. Поздравление принятием монашеского пострига. Благословение на новые послушания и на собирание сведений о жизни подвижницы Мелании
ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА «ОГНЕВОЙ МОНАХИНЕ» МАГДАЛИНЕ
1 (698). Вступление в переписку. Основы духовной жизни 2 (699). Находящейся в путешествии 3 (700). Отеческая заботливость о странствующей по богомольям. Не надо сердиться за отказы в ночлеге 4 (701). Утомившейся путнице 5 (702). Наставление поступившей в монастырь. Усиление вражьих козней. Смирение как главное оружие. Нужда в старице-руководительнице. Об излишней строгости к телу. Об исполнении монастырского послушания. Строгий приказ скрывать подвиги. Об общении с сестрами 6 (703). Уступка ревностной подвижнице и урок ей о смирении. Холодная келия. Рекомендация для библиотеки 7 (704). О молитве Иисусовой 8 (705). Мера преспеяния — сознание своей негодности. Искусительные помыслы. О принимании сестер 9 (706). Наставление о содевании со страхом своего спасения и готовности встречать искушения. Благодатные плоды молитвы и условие к их охранению. О молитве Иисусовой. Исполнение молитвенного правила 10 (707). Хитрый прием вражий. Урок о познании себя. Сон перед исповедью. Как испытать свое смирение. Можно ли послабить лишения 11 (708). Труд без конца. Памятование смерти. Сытость опасная. О частом причащении 12 (709). Обличение за несознанное осуждение и разные руководительные напоминания 13 (710). Холод и теплота сердечная. Об отношении с сестрами. Гробик и картинки для памяти смертной 14 (711). Как переходить на жестокое житие. Об отношении к игумении и сестрам. О замене правила поклонами с молитвой Иисусовой 15 (712). О замене правила поклонами. Трудный подвиг 16 (713). Строгое замечание за тараторство с гостями-мирянками. Принимать ли присылаемые яства. Осуждать ли разговаривающих в церкви 17 (714). При наступлении поста. Тщеславие — внутренний вор. О рукоделье3 18 (715). Готовящейся к постригу в рясофор. Весна. Руководитель ко смирению. Предупреждение о чрезвычайных борениях 19 (716). О тщеславии, вечерней поверке своего поведения и о слезах 20 (717). Как благоустроить духовную жизнь 21 (718). О памятовании смерти и сокрушении. О Добротолюбии 22 (719). Страх и любовь. Труд над собою. Осторожность и разборчивость к внутренним откровениям 23 (720). Наставление при наступлении поста. Бойтесь изменений. Опасность путешествий для духовного дела. О сочинениях Неверов 24 (721). Строгой постнице наставление об умалении поста. Отклонение от новых путешествий по богомольям 25 (722). Дрянной постишка и шатанье по свету. Суровое обережение от своеволия, тщеславия и рассеяния 26 (723). О том же. Мысленное путешествие по святым местам 27 (724). Качество истинного послушания. Паспорт в рай. По имени житие да будет 28 (725). О рясофории. О писаниях Макария Оптинского. Опасность рассеяния в путешествиях по святым местам 29 (726). Новогоднее поздравление. Праздничная льгота. Что есть монах? Мир в сердце. Принимать ли странниц 30 (727). Усмиренная путешественница. Полянка на пути духовной жизни. Опасность уклонения на кривую дорогу 31 (728). Вразумление о мнимом и истинном смирении. Ретивая постница—самочинница 32 (729). Страх Божий отрезвляющий. Наставление о утруждении себя и внимании при исполнении правила 33 (730). Сухость и утешение. Перемена в правиле. Урок по случаю прорвавшегося внутреннего осуждения. О выписках и записывании добрых мыслей 34 (731). Труды и льготы. Суждение и осуждение. Слезы. В ожидании рясофория 35 (732). Сборы в путь без возврата. Средство установиться в памяти смертной. Возрастанию молитвы нет конца. О рассеянии мыслей 36 (733). Сны и происходящая от них опасность для подвижницы. Что есть бессловесие 37 (734). Сварливость как признак своеволия. Черный труд сбивает спесь. Тревожный сигнал 38 (735). Не покормить лощадки — не повезет. Малый постриг и схима 39 (736). С новой игуменией. Грошовая подвижница и потребная ей неподвижность 40 (737). По принятии рясофория. Высокое послушание. Пить ли квас. Новый подвиг усердной инокини-адресатки 41 (738). Жаждущей уединения. Монашеское щегольство. Рясофорные должны держать себя как полные монахини. О поклонах и вольном постничестве 42 (739). Приказание игумении надо принимать как повеление Божие. Труды послушания должно соединять с непрестанной молитвой 43 (740). Замечание за опущение правила во время письменного послушания 3 44 (741). Разоренный завет. О скрывании слез и памяти смертной 45 (742). Степень важности пощения. Слезы сердца 46 (743). Брать ли девочку на воспитание. О причащении в двунадесятые праздники. Разумная свобода 47 (744). Замечание за недостаток терпения. Как исполнять заповедь об ударении в ланиту. О чувстве оставления всеми 48 (745). Опасно разболевшейся наставление о молитве, пище и поклонах. Магнетизм, гомеопатия и спиритизм. Тело душевное и тело духовное 49 (746). При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва, деемая человеком, молитва, находящая от Бога, и молитвенный экстаз или восхищение 50 (747). Вступающей во врата смерти 51 (748). Смерть — великое еже о нас таинство 52 (749). Благожелания болящей. О молитве и терпении 53 (750). Беседа к умирающей. Последняя просьба и благословение Из послесловия к дореволюционному изданию Послесловие публикатора Комментарии публикатора
ПРИЛОЖЕНИЕ
В.В. Каширина, доктор филологических наук История публикации писем к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (Ивановой) Епископ Макарий (Миролюбов) как составитель книги о схимонахине Магдалине Письма от первого духовного наставника Письма от второго духовного наставника Разночтения в публикациях писем Игумения Елецкого Знаменского монастыря Клеопатра (Головачёва) Елецкий монастырь в очерке В.И. Немировича-Данченко «Женская обитель» Духовное чадо святителя Феофана В.В. Швидковская и Елецкий Знаменский монастырь Материалы о елецких родственниках святителя Феофана
Параметры книги: Огневая монахиня:
Размер книги: 12,0 см * 17,0 см * 1,5 см Количество страниц: 312 Переплет: твердый Бумага: офсетная Шрифт: русский Вес книги: 300 гр. Год издания: 2019 год. Тираж: 1000 экз. Издательство: Правило Веры ISBN: 978-5-94759-256-6
Предлагаем купить книгу "Огневая монахиня" в православном интернет магазине Псалом.ру
|