Предлагаемая ныне читателю книга преподобного Петра Дамаскина составила в свое время третью часть славянского («Паисиевского») Добротолюбия. Об этой книге преподобный Паисий Величковский писал архимандриту Софрониевой Рождественской пустыни Феодосию: «Увидев <книгу Петра Дамаскина>, я преисполнился такой неизреченной духовной радости, что и сказать не могу; ибо я подумал, что сподобился узреть на земле небесное сокровище».
В своих творениях преподобный Петр Дамаскин синтезировал духоносные откровения святых отцов и подвижнический опыт старцев. «В нем виден писатель... по собственному опыту ясно дознавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника... и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться»,— пишет о Преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит Ювеналий (Половцев).
Неудивительно, что книгу Петра Дамаскина называют «сокровищницей видений, собранием духовных дарований... вместилищем Божественного познания и премудрости... кратким изложением священного трезвения», собственно говоря, «Малым Добротолюбием».
При подготовке текста творений Петра Дамаскина были использованы как греческий оригинал, так и славянский перевод преподобного Паисия Величковского.
Предисловие подлинника
Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но, получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и нощь и напояваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это — не так, но во всякое время непрестанно, пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси манихеев и арабов, Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался.) Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную,— общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу видений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою (Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо — круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов,— собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.
Если же кто желает получить два крыла духовного голубя, которых Давид искал, но не нашел, тот пусть трудолюбиво прочитывает эту книгу. Чудесно найдет он в ней одно крыло деяний, все посеребренное, и другое видений, все златовидное: возвышаясь, с помощию обоих, от всего земного, возлетит он к небесной высоте и, как добрая голубица, поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве.
Содержание книги: Творения. Краткое изложение священного трезвения. Преподобный Петр Дамаскин
От издателей Предисловие подлинника
КНИГА 1
Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поскользнуться в пропасть О второй заповеди и о том, что страх рождает плач О четырех добродетелях души О деятельном знании О том, что телесные добродетели суть орудия душевных О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума О том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями О восьми мысленных видениях Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное О втором видении О третьем видении О четвертом видении О пятом познании О шестом познании О седьмом познании О восьмом познании О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия Разделение молитвы всех познаний О смиренномудрии О бесстрастии Наилучшее распознание семи телесных деланий О рассуждении О чтении по Богу Об истинном рассуждении О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей О том, как может кто-либо приобрести истинную веру О том, что страстным наиболее полезно безмолвие О том, что истинное покаяние есть великое благо Об общих и особенных благодеяниях Божиих О том, что Бог сотворил все к пользе нашей О том, что слово Божие не есть многословие О том, что без смиренномудрия невозможно спастись О назидании души добродетелями О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо О том, что частое напоминание Божественного Писания не есть многословие Изъяснение о лжеименном знании Исчисление добродетелей Исчисление страстей О различии помыслов и прилогов
КНИГА 2
Слово 1. О духовной мудрости Слово 2. О вере Слово 3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном Слово 4. О благочестии Слово 5. О терпении Слово 6. О надежде (будущего) Слово 7. О беспристрастии Слово 8. Об умерщвлении страстей Слово 9. О честных страданиях Христовых Слово 10. О смирении Слово 11. О рассуждении Слово 12. О видении чувственных творений Слово 13. О ведении мысленного Слово 14. Об истинном бесстрастии Слово 15. О любви Слово 16. О ведении Бога Слово 17. О мудрости Слово 18. О целомудрии Слово 19. О мужестве Слово 20. О правде Слово 21. О совершенном мире помыслов Слово 22. О духовной радости Слово 23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия Слово 24. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное
Предисловие к изданию в русском переводе
Параметры книги: Творения. Краткое изложение священного трезвения. Преподобный Петр Дамаскин
Размер книги: 17,2 см x 12,5 см x 2 см
Количество страниц: 416
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 300 гр.
Год издания: 2014 год
Тираж: 4000
Издательство: Правило веры
ISBN: 978-5-94759-188-0
Предлагаем купить книгу "Творения. Краткое изложение священного трезвения. Преподобный Петр Дамаскин" в православном интернет-магазине Псалом.ру
|