
Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль; потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания: она — полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь. Этим объясняется то значение, которое Церковь придает иконе, то есть не всякому вообще изображению, а тому специфическому образу, который она сама выработала в течение своей истории, в борьбе против язычества и ересей, тому образу, за который она, в иконоборческий период, заплатила кровью сонма мучеников и исповедников, — православной иконе. В иконе Церковь видит не какой-либо один аспект православного вероучения, а выражение Православия в его целом, Православия как такового. Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне Церкви и ее жизни невозможно.
Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Почитание икон Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых есть догмат христианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собором, — догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви — вочеловечения Сына Божия. Его икона является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы справедливо называются часто "богословием в красках". Об этом Церковь постоянно напоминает нам в своем богослужении. Более всего раскрывают смысл образа каноны и стихиры праздников, посвященных различным иконам (как, например, Нерукотворному Спасу, 16 августа), особенно же служба Торжества Православия. Отсюда понятно, что изучение содержания и смысла иконы есть предмет богословский, так же как изучение Священного Писания.
Православная Церковь всегда боролась против обмирщения церковного искусства. Голосом своих Соборов, святителей и верующих мирян она защищала его от проникновения чуждых ему элементов, свойственных искусству мирскому. Нельзя забывать, что как мысль в религиозной области не всегда была на высоте богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания. Поэтому нельзя считать непогрешимым авторитетом всякий образ, даже если он очень древний и очень красивый, а тем менее — если он создан в эпоху упадка, вроде нашей. Такой образ может соответствовать учению Церкви, а может и не соответствовать, может вводить в заблуждение, вместо того чтобы наставлять. Другими словами, учение Церкви может быть искажено образом так же, как и словом. Поэтому Церковь всегда боролась не за художественное качество своего искусства, а за его подлинность, не за его красоту, а за его правду.
Настоящая работа имеет целью показать эволюцию иконы и ее содержание в исторической перспективе. В первой своей части настоящая книга воспроизводит сокращенно и несколько измененно предыдущее издание на французском языке, опубликованное в 1960 г. под названием: "Essai sur la theologie de Псопе ". Вторая часть составлена из отдельных глав, в большинстве опубликованных по-русски в журнале "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата ".
Содержание книги: Богословие иконы Православной Церкви. Л. А. Успенский
ОБ АВТОРЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА I. Происхождение христианского образа
ГЛАВА II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери
ГЛАВА III. Первохристианское искусство
ГЛАВА IV. Церковное искусство в эпоху св. Константина Великого
ГЛАВА V. Пято-Шестой собор и его учение о церковном образе
ГЛАВА VI. Предыконоборческий период
ГЛАВА VII. Краткая история иконоборческого периода
ГЛАВА VIII. Иконоборческое учение и ответ на него Церкви
ГЛАВА IX. Смысл и содержание иконы
ГЛАВА X. Послеиконоборческий период
ГЛАВА XI. Исихазм и гуманизм — палеологовский расцвет
ГЛАВА XII. Исихазм и расцвет русского искусства
ГЛАВА XIII. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
ГЛАВА XIV. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа
ГЛАВА XV. Большой Московский собор и образ Бога Отца
ГЛАВА XVI. Пути искусства живописного направления в Синодальный период Русской Церкви
ГЛАВА XVII. Икона в современном мире
ГЛАВА XVIII. На путях к единству?
ПРИМЕЧАНИЯ
Параметры книги: Богословие иконы Православной Церкви. Л. А. Успенский
Размер книги: 21,7 см x 14,8 см x 3,7 см
Количество страниц: 656
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 850 гр.
Год издания: 2008 год
Тираж: 3000
Издательство: Благо
Предлагаем купить книгу "Богословие иконы Православной Церкви. Л. А. Успенский" в православном интернет-магазине Псалом.ру
|