Люди всегда говорили о конечных вопросах мысли и жизни, ставили и решали эти вопросы, и деятельно создавали философию как специальную науку о человеке. Опыт введения в эту науку автор и предлагает в первом томе своего труда. В этом введении он стремится объяснить только процесс образования и значения той великой загадки, которую всеми фактами своей жизни задает себе человек о себе самом. Самое решение загадки относится к другому времени. И цели защиты христианства, и цели опровержения его необходимо должны направляться к одному и тому же пункту. Необходимо требуется выяснить, на что именно опирается вера в истину христианства. Конечно, эта вера, как и всякая вообще человеческая вера, несомненно опирается на какое-нибудь познание. Стало быть, необходимо выяснить и определить, что это за познание такое, которым определяется вера в истину христианства, и насколько достоверно это познание? В случае признания этого познания вполне достоверным необходимо далее выяснить и определить, каким образом содержание этого познания связывается со всем содержанием христианского вероучения, и почему эта связь может определять собой не только простое предположение мысли насчет возможной истинности христианского вероучения, но и несомненную уверенность в его действительной истинности. Этим вопросам и посвящен второй том данной книги.
При изложении догматической системы св. Григория Нисского было предположено с возможной подробностью выяснить один из основных вопросов настоящего исследования: как и насколько св. Григорий успел осуществить на практике свой идеал христианского философа, — т.е. как именно и насколько он успел сделать христианское богословие научно-философским и древнюю философскую науку христианской? Решение этого важного по отношению к личности св. Григория вопроса идет на пространстве всего сочинения, дается именно во всем подробном изложении и объяснении церковно-христианских мнений св. отца в связи с внецерковными и даже прямо противоцерковными рассуждениями разных христианских и полухристианских философов.
В подарочном переплете из искусственной кожи.
Содержание книг: Наука о человеке. Догматическая система святого Григория Нисского в двух томах. В. И. Несмелов. В подарочном переплете из искусственной кожи.
Том первый
ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И КРИТИКИ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ЖИЗНИ
Краткое жизнеописание профессора Духовной Академии Виктора Ивановича Несмелова Несколько предварительных справок и замечаний Сознание и мысль Сознание как универсальная форма выражения духа и как процесс формации психических явлений. Мысль как процесс связи дат сознания и как процесс формации психической действительности П. Формация субъективной действительности Начальный мир сознания. Развитие мысли в процессах ощущения, локализации и объективации. Представление как продукт и выражение процесса объективации. Разложение субъективного и объективного как необходимый результат психического развития III. Организация мира представлений и понятий Сложение и объединение представлений. Понятие как результат мыслительной работы по объединению представлений. Образование понятий и процесс индуктивного умозаключения. Систематизация понятий и процесс дедуктивного умозаключения IV. Процесс познания Активный характер психической действительности и процесс познания. Психологическая природа познания и проблема веры. Тождество веры и знания по их психологической природе и по логическому строению. Вопрос о критерии достоверности всякого знания и конечное основоположение истины V. Процесс познания и развития жизни Истина как загадка о бытии. Живая постановка этой загадки в развитии человеческой жизни. Связь процесса жизни с процессом познания существующей действительности как данной среды жизни. Животное познание окружающей действительности как простое отражение в сознании механически-необходимого приспособления к ней. Приспособление человека в окружающей действительности как выражение свободного познания о ней. Развитие власти человека над законом физической необходимости. Развитие в человеке свободы воли и раскрытие человеческой личности VI. Формация живого мировоззрения Устранение механического взгляда на душевную жизнь. Логика сознания личности и психологическая история этого сознания. Постановка вопроса о природе человеческой личности:конечный анализ природы сознания и научно-философское обоснование спиритуализма. Человеческая личность и чувственный мир. Раскрытие основного противоречия в бытии человеческой личности: ее сверхчувственная природа и физическая жизнь. Раскрытие основного противоречия в жизни человеческой личности: ее фактическое подчинение физическим определениям жизни и стремление к отрицанию этих определений как чуждых ее действительной природе. Вывод идеального определения жизни и нравственно-практическое обоснование спиритуализма VII. Живое мировоззрение и естественная религия Сознание человеком себя самого как загадки в мире. Подлинная загадка о человеке и реальное сознание человеком бытия Божия. Вопрос о происхождении в человеческом сознании идеи Бога. Неправильная постановка этого вопроса и спорные решения его. Природа человеческой личности как реальный образ истинной природы Бога. Вопрос о происхождении у человека религии и о сущности религиозных отношений к Богу. Неправильная постановка этого вопроса и ложные решения его. Сознание человеком подлинной истины своего бытия в бытии Божием как основное содержание религиозного сознания и единственное основоположение всякой религии. Правда религиозного сознания и возможная ложь религиозного мышления. Естественное подчинение религиозного мышления принципу счастья жизни и действительная ложь всякой естественной религии VIII. Естественная религия и философия Начало критического отношения к религии и происхождение философии. Философия как научная критика религиозной веры во имя познания религиозной истины. Философская критика основных идей религии и психология религиозного скептицизма. Стремление философской мысли к устранению религиозных сомнений в построении доказательств бытия Божия. Научная недостаточность этих доказательств и логика теоретического атеизма. Разъяснение логической несостоятельности атеизма как вывода знаний на основании незнания. Религиозный агностицизм в качестве последнего слова философии. Критическая оценка этого слова и указание действительного пути к познанию истины о Боге IX. Загадка о человеке Безответный вопрос о конечном назначении человека. Мечтательные решения этого вопроса в естественной религии суетной веры. Опыт замены этого вопроса вопросом о смысле человеческой жизни. Мечтательные соображения по этому вопросу в области философии неведения. Возможное усиление в философии кредита религиозных верований. Догматическое вероучение христианства как исключительное решение загадки о человеке. Непонимание христианского решения загадки и невольное язычество философского мышления. Обзор результатов исследования и постановка новой задачи Примечания
ТОМ 2
ДОГМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГРИГОРИЯ НИССКОГО
Параметры книги: Наука о человеке. Догматическая система святого Григория Нисского в двух томах. В. И. Несмелов. В подарочном переплете из искусственной кожи.
Размеры: 17,5 см * 24,5 см Количество страниц: 934/614 Переплет: твердый Бумага: офсетная Шрифт: русский Вес книг: 2 кг 800 гр. Год издания: 2013 год. Издательство: Общество памяти игумении Таисии
Предлагаем купить книгу "Наука о человеке. Догматическая система святого Григория Нисского в двух томах. В. И. Несмелов. В подарочном переплете из искусственной кожи. " в православном интернет магазине Псалом.
|